Сказочная мастерская
Второй этаж дома хранит личные коллекции Васнецова и весь художественный цикл «Поэма семи сказок»
Просторная и светлая мастерская стала воплощением давней мечты художника. Уже при жизни Васнецова она стала настоящей сокровищницей — здесь хранились картины, над которыми художник работал на протяжении более тридцати лет, а также предметы из его собственной коллекции: иконы, народные костюмы и изделия декоративно-прикладного искусства.

Поздний период жизни В. М. Васнецова пришелся на трудное для России время. Тяжело переживая войны и революционные потрясения, мастер создал ряд ярких произведений, в которых воины-змееборцы ведут непримиримый бой за Святую Русь.
Васнецов В. М. Бой Ивана-царевича с Трехглавым Морским Змеем. 1910–1912
Васнецов В. М. Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем. 1918
К змееборческой теме относится и картина «Архангел Михаил», задуманная и воплощенная под влиянием трагических событий Первой мировой войны. За основу этого произведения В. М. Васнецов взял текст последней книги Библии – «Откровения Иоанна Богослова». Архангел Михаил, полководец Небесных Сил бесплотных, поражает копьем-молнией змея — князя тьмы. В нижней части картины изображен залитый электрическим светом город, создающий впечатление города будущего. Однако, уже в конце ХIХ – начале ХХ века в России, странах Европы и в Америке происходила электрификация городов, появлялись небоскребы. Художник представил не город будущего, а город настоящего, подчеркнув, что борьба добра и зла не имеет границ во времени.
Васнецов В. М. Архангел Михаил. 1914–1915
Особое место в творчестве Васнецова занял живописный цикл «Поэма семи сказок»: изначально эти картины он писал не на заказ, а для себя. «Спящая царевна», «Сивка-Бурка», «Ковер-самолет», «Царевна-Несмеяна», «Кащей Бессмертный», «Баба-Яга», «Царевна-лягушка» – здесь отражена вся палитра глубоких переживаний мастера: от самых мрачных изображений сил зла до самых светлых и радостных образов добра и любви. Васнецов работал над циклом в течение нескольких десятилетий: с 1880-х годов до последних дней жизни. В 1925 году он писал своему сыну Михаилу:
«А я по мере сил и понемногу двигаю свои сказки — вернее, варианты на русские сказки. В зимнее время приходится работать не более 2-3 часов в день. Хоть на воробьиный шаг, а работа двигается, и то — слава Богу»
В «Поэме семи сказок» Васнецов обратился к сюжетам, знакомым и любимым им с самого детства. Но создавались эти картины не как иллюстрации. Пытаясь постичь самую суть народной души, Васнецов вкладывал в сюжеты, созданные народной фантазией, глубокий духовный смысл.
Васнецов В. М. Спящая царевна. 1913­–1917
Васнецов В. М. Царевна-Несмеяна. 1916
Васнецов В. М.
Баба Яга. 1917
Васнецов В. М. Царевна-лягушка. 1918
Васнецов В. М. Кащей Бессмертный. 1917–1919
Васнецов В. М. Ковер-самолет. 1920–1923, 1925
Васнецов В. М. Сивка-Бурка. Начало 1920-х
Центральная картина «Поэмы семи сказок» — «Спящая царевна». В ее основу легло, вероятно, произведение В. А. Жуковского, который, в свою очередь, переложил в стихах известный западноевропейский сюжет. Картина замечательна красотой и декоративностью изображенных здесь царского терема и нарядов, в ней передан самый дух народного творчества и русского сказочного фольклора. Вместе с тем, один из главных смыслов картины — ее глубокое духовное содержание. На ступеньках, ведущих к резному деревянному ложу царевны, изображена девочка-семилетка, заснувшая на «Голубиной книге». Раскрытая страница этого древнерусского духовного стиха обращена к зрителю текстом:
«У нас белый свет от суда Божия / Солнце красное от лица Божия / Млад светел месяц от персей Его / Звезды частыя ризы Божии / Ночи темныя думы Господни / Зори утрени очи Господни».
Современники Васнецова считали «Спящую царевну» одним из лучших его произведений.
На мольберте в мастерской осталось последнее произведение мастера — портрет Михаила Васильевича Нестерова, с которым Васнецова связывала искренняя многолетняя дружба. Рядом, на другом мольберте, помещен портрет Виктора Михайловича, написанный его дочерью Татьяной Викторовной. 65-летний художник запечатлен в красном берете и синей куртке — неизменной одежде, в которой он трудился над своими произведениями в мастерской.
Васнецов В. М. Портрет М. В. Нестерова. 1926
Васнецова Т. В. Портрет В. М. Васнецова. 1913
Made on
Tilda